Устройство гитары, настройка и основные приемы игры

Известно, что классическая гитара окончательно сформировалась в XVIII в. У нее плоский корпус, состоящий из двух параллельных дек, соединенных обечайкой. В верхней части передней деки имеется круглое звуковое отверстие.

Любому человеку, занимающемуся музыкой, кроме нот и произведений необходимо знать основные правила ухода за инструментом, его устройство, историю. Гитара - один из самых популярных инструментов. Доступна для обучения, покупки, сравнительно проста в уходе, но требует соблюдения некоторых правил. В этой статье мы рассмотрим основные моменты ухода за гитарой,  коснемся истории гитары, других тем, которые необходимо знать настоящему профессионалу.

Устройство

История развития классической гитары ведет свое начало с глубокой древности - ее прародители появились на Востоке много веков назад. В том виде, который нам знаком, инструмент окончательно сформировался в XVIII в. Имеет плоский корпус, состоящий из двух параллельных дек, соединенных обечайкой. В верхней части передней деки имеется круглое звуковое отверстие. На грифе с помощью колков закрепляются струны. Вот основные элементы устройства гитары. Используются нейлоновые и металлические струны. Нейлоновые нечувствительны к атмосферным влияниям - это обеспечивает долговечность, чистоту интонирования. Учиться играть можно используя металлические, но затем следует обязательно установить нейлоновый аккорд (комплект). Ниже помещен рисунок, облегчающий изучение устройства классической гитары.

Уход

Уход за гитаройПравильно оборудованный инструмент требует правильного хранения - в футляре или чехле из уплотненной ткани. Однако даже в футляре или чехле недопустимо хранение под лучами солнца, у батарей парового отопления печей, в сырых помещениях. Струны после игры рекомендуется протирать фланелевой тряпочкой, чтоб не оставалось влаги, грязи. При длительном хранении (без использования) струны надо ослабить, чтобы не вызвать деформации верхней деки - основной звучащей части. Правильное хранение, постоянный уход - гарантия долговечности и отличного звучания.

Настройка

"Хорошо настроенный инструмент - половина успеха артиста", - считают музыканты-инструменталисты. Фальшивое звучание обязательно будет раздражать слушателя. Заострять его внимание на фальшивых нотах, отвлекать от художественной стороны произведения - которое много потеряет. Музыкант постоянно будет выбирать момент, чтобы довернуть колок, ослабить его для подстройки. Поэтому регулярная настройка гитары необходима,  перед концертом стоит настроиться заранее, проверив строй в аккордах, различных позициях. Следует помнить, что запись нот ведется октавой выше их подлинного звучания. Если автор композиции знает это, он обычно выписывает под ключом знак "8", указывающий на натуральное звучание нотной записи.

Существуют различные варианты настройки шестиструнной гитары. Наиболее целесообразна настройка сначала первой струны, самой тонкой, затем всех остальных. Если требуется ансамбль с другим инструментом, имеющим постоянный строй, первую струну подстраивают под звук "ми" первой октавы. При аккомпанементе лучше настраиваться под камертон, который обычно имеет звук "ля" первой октавы, - в этом случае первую струну зажимают на 5-м ладу. Все остальные затем следует зажимать также на 5-м ладу, подстраивая под открытую соседнюю, более тонкую. Исключением будет третья - которую нужно прижать на 4-м ладу. Это правило необходимо запомнить сразу, только начиная учить принципы настройки. Настройка классической гитары ничем не отличается от настройки электро.

Школа игры

Под "школой" подразумевается обычно целый ряд правил: посадка при игре на гитаре, постановка рук, кистей, аппликатурные принципы, использование инструктивного, художественного материала, применение инструмента определенной конструкции и т.п. Новичкам следует критически относиться к тому, что предложат ему в этой области самоучитель, школа, преподаватель. Необходимо сверить эти предложения с другими учебниками, посоветоваться с исполнителями, только затем сделать вывод, приниматься за изучение метода, предложенного той или иной школой. Ниже рассматривается ряд положений из классической, так называемой высшей школы игры, пропагандистами которой являлись выдающиеся исполнители, педагоги О. Пухоль, Д. Прат, Ф. Таррега, А. Сеговия, Л. Альмсйда, Д. Агуадо, Ф. Сор, К. Палладино, В. Бобри, Т. Ушер и др.

Посадка

На классической гитаре играют сидя. Музыкант садится на край жесткого стула (мягкая мебель исключается), опираясь левой ногой на скамеечку-подставку, которая обеспечивает небольшой наклон левого бедра в сторону корпуса музыканта. Такое положение обеспечивает устойчивость инструмента. Высота подставки зависит от роста исполнителя, его комплекции, длины ног, высоты стула. Для мужчин рекомендуемая высота подставки - 10-18 см, для женщин -14-20 см. Ступня левой ноги стоит на скамеечке твердо, всей плоскостью, без наклона. Обязательное условие - корпус не должен быть наклонен. Голова слегка повернута в сторону грифа. Женщинам рекомендуется слегка убрать правую ногу под колено левой ноги, немного подобрать ее под стул. Правое плечо  должно оставаться на одном уровне с левым - это определит правильное положение инструмента на левом бедре.

Правая рука

Постановка рук при игре на гитаре такова - необходимо установить локтевой сгиб правой руки на ребре обечайки и "сбросить" кисть над голосником. Тут звуки получаются мягкими, густыми, не очень громкими (меццо-форте). Над розеткой (в нижней ее части звуки громкие (форте), у подставки - очень громкие (фортиссимо), с резковатым оттенком. Перемещение кисти имеет большое значение, поскольку позволяет достигнуть большей выразительности при исполнении музыкальных произведений.

Ногти в приемах звукоизвлечения

Существует два варианта звукоизвлечения: внутренней и наружной стороной ногтей и комбинированный вариант, в котором участвуют одновременно мякоть (подушечка), ноготь каждого пальца правой руки. Длина ногтей на правой руке не должна превышать 1-2 мм. Для этого нужно ножницами придать им форму "лопаточки", тщательно обработать маникюрными пилочками. Правильная постановка рук при игре на гитаре, ног, положение корпуса чрезвычайно важно - оно обеспечивает качественное звукоизвлечение, техническую точность.

Обозначение пальцев

Поскольку в дальнейшем придется говорить о том или ином пальце правой и левой рук, необходимо запомнить обозначение в современной нотной  записи. Сочетание пальцев, необходимых для проигрывания музыкального эпизода, составляет формулу (схему) движений. Движения пальцев во время звукоизвлечения не должны быть направлены под тупым или острым углом к струнам. Всегда следуйте правилу: новая нота - новый палец. Ниже представлена иллюстрация, которая поможет Вам разобраться в обозначениях пальцев.

Музыкальная грамота

Для того, чтобы хорошо владеть гитарой, необходимо знать нотную грамоту. У нот простые графические изображения, состоящие из трех частей. Ноты всего семь.  Их названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.  Начинающий музыкант должен твердо знать последовательность этих названий в восходящем,  обратном порядке, уметь читать звукоряд (закономерную последовательность музыкального ряда) от любого названия звука, заканчивая тем же названием.

Современная нотопись проводится на пяти горизонтальных параллельных друг другу линейках, именуемых нотоносцем. Счет линейкам нотоносца ведется только снизу. Ноты записываются на линейках, в промежутках между ними, под первой и над пятой линейками. Рассмотренные выше линейки — основные. Более низкие или более высокие звуки записывают на добавочных коротких линеечках: более низкие — ниже нотоносца, высокие — выше пятой основной. Счет добавочным линейкам ведите так: нижние считайте сверху вниз, а верхние — снизу вверх. Положением ключа на нотоносце определяется название той или иной ноты, на, которую он указывает. Звукоряд делится на октавы. Октава — это отрезок звукоряда от «до» до «си» включительно. Нотная грамота для гитаристов необходима так же, как для других музыкантов — это возможность расширять репертуар, записывать придуманную музыку, играть с листа.

Основные приемы звукоизвлечения

Существует два основных приема звукоизвлечения на гитаре:

  • апояндо,
  • тирандо.

Апояндо - прием, в котором со струной соприкасаются одновременно подушечка пальца и ноготь, после извлечения звука палец обязательно должен опереться на соседнюю, более толстую струну. Установить подушечку i на первую струну. Затем легким толчком к себе воспроизвести звук так, чтобы участвовал ноготь. После толчка фаланга пальца должна немедленно соскользнуть подушечкой (но не ногтем). Проделать это упражнение несколько раз, добиваясь пластичности движения пальца, ровного звука, в котором не прослушивалось бы скрежетание ногтя, царапание. Попробуйте применить прием апояндо другими пальцами, соблюдая правила посадки и постановки рук. Апояндо обозначается знаком V.

Мощный тон А. Сеговии, восхищающий слушателей, - кульминация развития приема апояндо. По словам В. Бобри — автора работы «Техника Сеговии», многочисленных сочинений: этюдов, пьес, также статей, длительное личное общение с А. Сеговией позволили В. Бобри тщательно изучить технические приемы великого артиста. По словам В. Бобри, апояндо достигается ударом пальцами-i, т, а. После этого палец останавливается на соседней струне.

Апояндо дает возможность исполнителю извлечь звук большого объема, расширить его красочные возможности .

Тирандо — это толчок тем же способом, что и апояндо, но без опоры на соседнюю струну. Струна после звукоизвлечения должна колебаться в амплитуде не от грифа вверх и обратно, а вдоль его плоскости.

Подарочные сертификаты

от 2200 руб. в час

ПОДРОБНЕЕ
191119. г. Санкт-Петербург, ул.Звенигородская 9/11, литер К

Отправляя любую форму на сайте, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта.