Как музыкальные пристрастия человека отражают его темперамент?

Музыка воздействует впрямую на эмоции человека, то есть соприкасается с той областью психики, которая и определяется врожденным темпераментом. А интересно, какая музыка нравилась бы мушкетерам (если бы им, разумеется, довелось слушать музыку между героическими деяниями)?

Как музыкальные пристрастия человека отражают его темперамент?

Любимая книга многих поколений «Три мушкетера» может служить и бесплатным пособием по человеческим темпераментам. Литературоведы считают, что секрет успеха этого великого произведения именно в том, что каждый читатель находит в нем положительного героя с подходящим ему темпераментом. Холерикам понятен д’Артаньян, флегматикам импонирует Атос, меланхолики берут пример с Арамиса, а сангвиникам нравится Портос.

А интересно, какая музыка нравилась бы мушкетерам (если бы им, разумеется, довелось слушать музыку между героическими деяниями)?

Психотипы

Музыка воздействует впрямую на эмоции человека, то есть соприкасается с той областью психики, которая и определяется врожденным темпераментом. Получается, что музыка мушкетерам должна была бы нравиться разная. Потому что для холерика главная эмоция – это гнев, для флегматика – спокойствие. Меланхолик чаще всего печален, а сангвиник характерен, прежде всего, своей стабильностью.

Этим четырем психотипам можно поставить в соответствие типы музыкальных произведений, отобранных по темпу и окраске музыки. Медленная и минорная музыка вызывает печаль, она по вкусу меланхолику. Быстрая, но минорная музыка моделирует гнев, она подходит холерику. Медленная мажорная мелодия приносит в душу расслабленность и покой, эта музыка для флегматиков. И, наконец, быстрая мажорная мелодия, вызывающая возбуждение и радость, предназначена сангвиникам. То есть, говоря современным языком, музыка сама формирует для себя «целевую аудиторию».

Эмоции и музыка

Эта тема могла бы быть просто развлекательной, если бы музыка не формировала эмоциональный мир молодых людей. Собственно говоря, для того и существуют в школе уроки музыки, чтобы развивать любовь к музыкальному творчеству и обогащать эмоциональную жизнь. Что же касается людей музыкально одаренных, то для них подбор репертуара в соответствии с их психотипом может иметь решающее значение в становлении молодого музыканта. Это совсем не значит, что меланхолику противопоказано любая музыка, кроме марша Шопена, но он, наверняка, сыграет его лучше, чем заведомый холерик или сангвиник. Но ни одна программа музыкального обучения не дает рекомендаций такого рода.

А ведь этим вопросом интересовались еще философы древности. Например, всем известный своими штанами Пифагор, был, пожалуй, первым в истории человечества теоретиком музыки. Открытия в области акустики привели его к понятию знаменитой «музыки сфер», которой, по его мнению, подчиняется все мироздание. Он пытался вызвать у людей определенные эмоции, имитируя звуки живой природы и человеческой деятельности.

В средние века существовала теория аффектов, весьма подробно рассматривавшая все аспекты воздействия на людей музыки с разным темпом, ритмом, разной эмоциональной окраски.

Современные теории не дают однозначного ответа на вопрос о непосредственной связи эмоций с музыкой. Дело обстоит гораздо сложнее, чем представлялось Пифагору или средневековым схоластам. Проведенные в этой сфере серьезные эксперименты показывают, что жесткой связи между ними нет. Оказалось невозможным просто запрограммировать человека на определенные действия при помощи музыки. Можно, разумеется, вызвать у него сильные эмоции определенного направления, но гарантировать, что действия будут соответствовать этим эмоциям – нельзя.

Музыка и психология

С формированием эмоций, соответствующих психотипу, музыка справляется прекрасно. И это ее свойство нашло новую сферу применения в современном маркетинге. Как известно, реклама товара всегда должна адресоваться к определенному кругу людей, а не быть предназначенной для всех. Часто бывает необходимо обратиться к людям с определенным темпераментом, например, при рекламировании спорттоваров. Выделить такую группу из толпы на подсознательном уровне помогает музыка определенной эмоциональной окраски. В данном случае, такие товары должны быть интересны жизнерадостным сангвиникам, значит, музыка, сопровождающая рекламные обращения, должна быть быстрой и мажорной. Флегматики, холерики и меланхолики пропустят ее мимо ушей, но сангвиники вполне могут пойти на звук и купить что-нибудь. Так теоретические вопросы музыкального восприятия находят свое отражение в современных реалиях.

 

Подарочные сертификаты

от 1900 руб. в час

ПОДРОБНЕЕ
191119. г. Санкт-Петербург, ул.Звенигородская 9/11, литер К

Отправляя любую форму на сайте, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта.