Интервью с Наталией Добровольской, учредителем Первого международного конкурса пианистов-любителей

В июле 2011 года музыкальная школа "Виртуозы"  стала спонсором и информационным партнёром Первого международного конкурса пианистов-любителей «Фортепианные Мосты» в Санкт-Петербурге. Вашему вниманию интервью с учредителем конкурса - Наталией Добровольской.

 

С 5 по 9 июля 2011 года в Санкт-Петербурге проводился Первый международный конкурс пианистов-любителей «Фортепианные Мосты». Завуч музыкальной школы "Виртуозы" Дарья Мельниченко побеседовала с учредителем конкурса Наталией Добровольской о подготовке, итогах и перспективах конкурса:

Наталия, для России международные конкурсы среди музыкантов-любителей – явление достаточно редкое. Как к Вам пришла мысль об организации такого конкурса пианистов-любителей?

Какие цели и задачи Вы ставили перед собой и своей командой?

Да, для России такие конкурсы – явление редкое и, в общем, новое. Но не сама идея! 1-й международный конкурс пианистов-любителей в Санкт-Петербурге «Фортепианные Мосты» создавался в рамках европейской и мировой традиции любительского фортепианного творчества.

В странах Европы, в Америке, Японии конкурсы пианистов-любителей пользуются большой популярностью. Так, например, ежегодный международный конкурс пианистов среди любителей в Париже проводится с 1989 года, число участников (ограниченное) каждый год составляет 100 человек из разных стран. В течение последних 10 лет подобные конкурсы стали также проводиться в Сиэтле, Вашингтоне, Чикаго, Колорадо, Нью-Йорке, Техасе, Бостоне, Солт-Лейк-Сити, Утрехте, Лондоне, Вене, Берлине и Варшаве.

С 2008 г. в Париже был организован «путешествующий» фортепианный фестиваль «Les Amateurs!». И тот факт, что в мае 2011 г. также дебютировал первый юношеский конкурс в Москве, говорит о том, что в России в настоящее время тема проведения конкурсов для пианистов-любителей является актуальной и востребованной.

Привлечение внимания к любительскому фортепианному творчеству и поддержание интереса к исполнительству среди пианистов-любителей в России; способствование их дальнейшему творческому развитию - одни из главных задач конкурса. Конкурс «Фортепианные Мосты» организован для пианистов-любителей от 17 лет без обозначения верхней границы возраста участников. Так, самым молодым участникам конкурса было 17 лет, а самому старшему – 77 лет!! Относительно нижней возрастной границы у нас с самого начала были варианты. Например, в некоторых зарубежных конкурсах к участию допускаются любители от 35 лет. Но ведь учащиеся музыкальных школ – те же любители, т.к. музыкальные школы – это система дополнительного образования! И часто именно только закончившие музыкальную школу и не связавшие свое дальнейшее обучение с фортепианным исполнительством люди потом бросают занятия музыкой. Конкурс же дает возможность поддерживать уровень первоначального музыкального образования, иметь стимул и мотивацию к дальнейшему самостоятельному продвижению в искусстве игры на фортепиано и реализовывать полученные навыки и творческий потенциал. На мой взгляд, это важно!

А кому-то, возможно, знакомой покажется такая ситуация: учился в музыкальной школе, потом – еще где-нибудь, играл, мечтал о сцене… но в дальнейшем жизнь складывается так, что работаешь в совершенно далекой от музыки сфере… а ведь играть-то хочется… Такой была и моя история, и, когда я узнала впервые о существовании конкурса в Париже, я загорелась! Подготовка программы, учитывая, что я не прикасалась к инструменту более пяти лет, заняла год. Была цель, и нашлось время, которого всегда не хватает! Теперь я счастлива, что вернула когда-то утраченное. На конкурсе в Париже меня поразили и удивительная атмосфера, и уровень участников. И самое главное – тот факт, что люди играют. Имея совершенно разные профессии (врачи, инженеры, преподаватели, менеджеры, юристы и т. д.), они играют! Тогда-то, в Париже, и родилась идея организации конкурса в Санкт-Петербурге!

Каким образом Вы организовывали привлечение участников из других стран и сколько подали заявок на участие в конкурсе?

На участие в конкурсе поступило 27 заявок. В конкурсе приняли участие 22 конкурсанта из 7 стран (Россия, Франция, Америка, Латвия, Украина, Белоруссия, Швейцария). В качестве рекламы для привлечения участников из других стран были использованы различные интернет-ресурсы: форумы и социальные сети. Кроме того, мною была предпринята поездка на конкурс в Париж весной 2011, но поехала я уже не как участница, а именно с целями организационного характера. Также я посетила 1-й юношеский конкурс пианистов-любителей в Москве.

По каким критериям отбирались участники? 

Заявки должны были соответствовать требованиям и условиям конкурса. Согласно условиям, в конкурсе могут принять участие пианисты-любители, для которых игра на фортепиано не является профессиональной деятельностью. Особых ограничений по программе нет, в целом, программа должна включать классический фортепианный репертуар. Допускалось исполнение своих произведений, но наряду с другими. Был случай, когда мы отклонили заявку. Заявка была от «композитора», в конкурсной программе - произведения исключительно его собственного сочинения. Мы попросили прислать записи. Прослушав их, (это были по большей части однотипные примитивные варианты разложенного тонического трезвучия), мы предложили заявителю включить в программу произведения также каких-либо других композиторов из классического репертуара.  Такая программа была заведомо неконкурентоспособной.

Возникали ли у команды организаторов какие-либо трудности и на каком этапе организации? Были ли сложности в поиске спонсоров/партнёров?

Сложности возникали с трактовкой термина «пианисты-любители» . Дело в том, что в России сложился стереотип: пианист-любитель - это дилетант, имеющий в своем репертуаре исключительно такие популярные произведения как «Собачий вальс», «Мурка» или «Чижик-Пыжик», в лучшем случае  - первая часть Сонаты №14 Бетховена («Лунной»). Поэтому возникали вопросы и споры: кто же такие пианисты-любители и как это возможно – любитель, окончивший консерваторию! Amateur pianists – пианисты-любители, для которых фортепиано не является профессиональной деятельностью и средством заработка; музыканты, которые «не только играют на пианино», но которым однажды пришлось сделать выбор, порой сложный, между их профессией и карьерой концертного исполнителя, выбор между средствами к существованию и любовью к музыке. Однако, учитывая эти спорные моменты трактовки, мы решили в следующем году немного изменить условия конкурса. Участники будут разделены на 2 категории: первая – для имеющих среднее и высшее специальное образование по специальности «фортепиано» и не работающих по этой специальности, и вторая – для не имеющих специального образования по специальности «фортепиано». Думаю, так всем участникам будет намного комфортнее!

Поиск партнеров – дело всегда нелегкое, тем более, когда начинаешь что-то новое «с нуля». Конкурс – некоммерческий проект, и сейчас мы продолжаем поиск спонсоров для проведения нашего следующего конкурса в 2012 г.. Будем очень благодарны всем желающим оказаться в числе наших спонсоров!

Проведению конкурса содействовал Фонд поддержки культурных инициатив «Традиция». Это Ваш первый опыт сотрудничества с этим фондом?

Первый конкурс – первый и удачный опыт сотрудничества. С Фондом «Традиция» планируем тесное сотрудничество и в будущем.

Какие каналы Вы использовали для привлечения зрительской аудитории?

Стандартные пути - реклама: флаеры, афиши, контекстная реклама конкурса в интернете, объявления в социальных сетях, пресс-релизы.

Все участники конкурса играли достаточно серьёзную программу. Были ли у членов жюри сложности при выборе финалистов и присуждении премий?

В основном итоговое решение членов жюри было единогласным, но ему предшествовали бурные обсуждения. Для оценки участников члены жюри использовали 100-балльную систему оценивания, подсчитывался средний балл для каждого участника. Удобно и справедливо. Такая система применяется во многих международных конкурсах. В целом, членами жюри учитывался весь комплекс положительных качеств каждого из участников конкурса.

Были ли какие-нибудь курьезные случаи во время проведения конкурса? 

В концертный зал Союза композиторов можно попасть через вход в зал или из артистической комнаты, которая находится за сценой. В артистическую можно попасть через дверь на сцене, или поднявшись по основной лестнице Союза композиторов на второй этаж, затем пройдя через репетиционный зал и спустившись уже по другой лестнице. Таким был путь каждого из участников на сцену (поднимались, разыгрывались наверху, и оттуда их забирала Надежда – моя коллега, она объявляла выступления участников). Второй тур, первый номер уже объявлен и играет, поднявшись наверх в репетиционный зал, я с ужасом обнаруживаю, что дверь, ведущая из репетиционного зала на вторую лестницу, закрыта на навесной замок… Надежда не может попасть из артистической за следующим конкурсантом, (который мирно себе разыгрывается), равно как и пройти в обход через сцену – там уже играет первый участник. На вахте не сразу дали нужный ключ и пришлось несколько раз пробежаться по лесенке до репетиционного зала. В конце концов, ключ оказался правильным. Спускаюсь по освобожденному пути до артистической… артистическая закрыта снаружи и Надежда там, внутри, как в засаде, а время идет!… Еще несколько пробежек, уже по всем имеющимся лестницам, и - все в порядке! Следующий участник был вовремя доставлен на сцену!

Как Вы оцениваете, как прошел конкурс?

Великолепно! Наш первый конкурс состоялся! Все прошло гладко, четко, по плану, были учтены все детали. Многочисленные теплые и искренние отзывы участников – тому подтверждение!

Есть ли у Вас уже мысли о проведении второго международного конкурса пианистов – любителей «Фортепианные Мосты»? Поделитесь с нами Вашими творческими планами на будущее.

Да, подготовка ко второму конкурсу «Фортепианные Мосты» уже идет, конкурс запланирован на 2-7 июля 2012 г. В планах – добавить новую номинацию «фортепианный дуэт». Так же хочу сообщить, что сейчас проводится подготовка по проведению фестиваля «Les Amateurs!» в Санкт-Петербурге, сразу после окончания конкурса «Фортепианные Мосты» в июле 2012 г., победители будут приглашены принять участие и выступить в концертах фестиваля.

Вопрос от учеников музыкальной школы «Виртуозы»: в нашей школе учатся взрослые люди, которые также как и участники конкурса «Фортепианные Мосты» уже имеют основную профессию, а музыка для них – это любимое хобби, отдушина, они приходят в школу учиться играть для себя. Однако, участие в конкурсах – это возможность развиваться, расти в своём хобби, блистать на сцене, найти новых друзей. Есть ли у учеников нашей школы по классу фортепиано перспективы участия в конкурсе «Фортепианные Мосты» в следующем году при наличии достойной программы?

Конечно, перспективы есть! Главное – желание и серьезный подход к делу! Тем более, что со следующего года, как я уже говорила, конкурс «Фортепианные Мосты» будет проводиться по двум категориям: 1 категория – пианисты-любители, имеющие в прошлом диплом о среднем или высшем специальном образовании по специальности «фортепиано»; 2 категория – пианисты-любители, не имеющие специального образования по специальности «фортепиано». Так что будем рады видеть Вас и учеников музыкальной школы «Виртуозы» на нашем следующем конкурсе в 2012 году!

Спасибо.

 

Музыканты на торжество

от 3000 руб. в час

ПОДРОБНЕЕ

Подарочные сертификаты

от 1200 руб. в час

ПОДРОБНЕЕ
191119. г. Санкт-Петербург, ул.Звенигородская 9/11, литер К